Я стар
Статьи Silent Town
Весь мир жанра Horror - видеоигры, кино, литература
Survival Horror, Action Horror, Horror Adventure, Visual Novel, Thriller
Картинка профиля Автор:
sabi-kun

Silent Hill: Shattered Memories

0

Платформа: Nintendo Wii
Разработчик: Climax
Издатель: Konami
Дата релиза: 08-12-2009
Регион: NTSC-U

1-го апреля этого года на нас, словно снег с крыши, упал анонс Silent Hill: Shattered Memories для приставки Nintendo Wii. 1-е апреля — не лучшая дата для анонса, особенно если учесть то, что поклонники серии, уставшие от бездарных подделок западных студий, окончательно потеряли чувство юмора и скатились в бездонную пропасть скепсиса. И вот, нам в очередной раз обещают новую игру, но на сей раз еще и с кардинальными для серии нововведениями.

Практически с самого момента анонса аудитории пообещали не просто римейк первого Silent Hill, а своеобразное «переосмысление». Тогда никто толком не понял, что подразумевает это самое переосмысление. Мало кто понимает и сейчас. Чтобы проникнуть в суть замысла Climax, недостаточно прочесть пару интервью или посмотреть свежие трейлеры из игры. Для этого необходимо погрузиться в историю Shattered Memories. Не просто дойти до финальных титров, но прочувствовать игру.

А история эта начинается в кабинете частного психиатра Доктора К., к которому приезжает на прием главный герой. Его проблемы с психикой и восприятием реальности крайне заинтриговывают искушенного психиатра, и Доктор К направляет весь свой опыт и знания, чтобы проникнуть в сознание героя, понять причину его проблем и решить их.

При подъезде к городу Сайлент Хилл Гарри Мейсон попадает в автомобильную аварию и теряет сознание. Когда Гарри приходит в себя, он обнаруживает, что его любимая дочь Шерил пропала. Более того, в городе бушует снежная буря, на улице ни души, кроме ужасных тварей, которые желают лишь одного — смерти Мейсона. Но, несмотря на все это, любящий отец отправляется во тьму города, чтобы отыскать Шерил. По мере того, как Гарри пытается отыскать свою дочь и правду о своем прошлом, он встречает множество разных персонажей, которые являются неотделимой частью всей истории, которую авторы назвали «Разбитые Воспоминания».

Технически Shattered Memories весьма крепкий середнячок. Никаких откровений, просто симпатичная картинка. Модели персонажей не вызывают отвращения даже после Resident Evil 5, а локации не страдают от тотального запустения, как это было в Homecoming, путешествуя по миру которого игрок сталкивался по большей части с бесполезным и совершенно не интересным мусором. А если учесть то ограничение, которое накладывает на графику Wii, то работу программистов оцениваешь скорее положительно.

Но это не значит, что визуальное исполнение мне понравилось. Есть один повод сказать «нет». И повод этот — работа художников и дизайнеров. Если в предыдущих играх серии с помощью одной только удачно подобранной и реализованной цветовой гаммы и освещения разработчикам удавалось создать уникальное настроение, которое преследовало зрителя на протяжение всей игры, то в Shattered Memories нет и намека на это. Сей прискорбный факт можно было заметить еще в рекламных роликах и скриншотах, а в игре это и вовсе бросается в глаза буквально через полчаса путешествий по городу.

Пестрые цвета, отсутствие общей гаммы, порой полная несовместимость цветов. И это как в дизайне персонажей, так и в дизайне локаций. Либо у художественного директора Shattered Memories отсутствует вкус, опыт и мозги, либо… на этом мысль обрывается. И это весомое упущение на корню губит кинематографичность игры, к которой мы так привыкли в классических играх серии. По всей видимости, придется отвыкать.

Одна из главных особенностей игры – психологический профиль. Climax предупреждают: игра играет в вас в той же степени, в какой вы играете в нее. А суть нововведения заключается в том, что на протяжение всей игры нам предлагают пройти разного рода тесты, чтобы составить психологический профиль героя. Ответы на вопросы анкеты, раскрашивание картинки, определение виновных в сказке и так далее. Конечно, взрослый человек прекрасно понимает, как повлияет на его профиль ответ на каждый из вопросов, но, все же, определенная толика интересного в этом нововведении присутствует. А как повлияет психологический профиль на игру? Самым непосредственным образом. В зависимости от особенностей характера нашего героя меняется внешний вид и манера поведения других персонажей мира Shattered Memories. Кроме того, игроки с разным психологическим профилем получат доступ к разным локациям. Опять же, основной сути истории это не меняет, но все-таки вносит весомую долю разнообразия в игру.

Игра поделена на условные главы, в перерывах между которыми мы вновь возвращаемся в кабинет Доктора К, чтобы пройти новые тесты или ответить на вопросы. При этом игровой процесс в Shattered Memories имеет четкое разделение на два «периода». На протяжение первого периода Гарри путешествует по местам, которые так или иначе связаны с его прошлым. При этом основной акцент делается на исследование этих мест, поиск информации и встречи с другими персонажами. В это время разработчики погружают игрока, который чувствует себя в относительной безопасности, в сюжетные перипетии и атмосферу игры.

Второй «период» представляет собой то, что мы называем «альтерацией». После определенного события мир вокруг Гарри меняется. И без того безлюдные локации погружаются в снежное царство. Как только стены и предметы вокруг мистера Мейсона покрываются льдом, игрок вынужден стремительно действовать, чтобы выбраться из ледяной могилы. Потому что он знает, что обитающие в этом мире ужасные твари выходят на охоту. И охота эта ведется на него.

В этом «периоде» ставка делается, разумеется, на игровой процесс и активные действия игрока. У Гарри нет времени, чтобы изучать новый мир, да и необходимости в этом нет, поскольку он достаточно однообразен. У нашего героя другая задача — выбраться из него. Для этого он под нашим управлением должен убежать от монстров и вырваться из локации, погруженной в альтернативный мир. И, хотя граница между двумя этими периодами порой бывает весьма размыта, чаще всего она присутствует.

У Wii много недостатков, но есть и одно большое преимущество — инновационное управление. И с ним сотрудники Climax наигрались вдоволь.

Во-первых, в Shattered Memories нас ждет совершенно новое управление. С помощью нунчака мы перемещаемся в пространстве, а с помощью ремоута определяем положение камеры. И нужно отметить, что это приносит определенную долю новых ощущений в игру под брендом Silent Hill. И ощущения приятные, чего стоит только возможность управлять фонариком с помощью движений собственной руки, а не нажатия на клавиши или манипуляции с аналогами?

Во-вторых, на возможностях моушн-контроллера основаны головоломки. Хотя, назвать головоломками эти паззлы, рассчитанные на казуальную аудиторию, я не возьмусь. Складывается ощущение, что разработчики заботились об аудитории, страдающей недостатком умственного развития, и порой это огорчает. Решение головоломок чаще сводится к поиску ключа от двери, который лежит где-нибудь в ящике, расположенном в паре метров от этой самой двери. Хотя со временем игрок к этому привыкает и воспринимает, как неизбежное зло, или как злую шутку разработчиков. Если сравнивать сложность головоломок (да и вообще сложность игры) с классическими играми серии, то Shattered Memories тянет отсилы на уровень Very Easy.

Наконец, борьба с монстрами не обходится без активных действий игрока. Чтобы вырваться из цепких «объятий» отвратительных тварей, игроку придется делать характерные движения. Ничего сложного в этом нет, но пару раз во время особо ожесточенной борьбы я чуть не повредил провод, отчаянная размахивая ремоутом.

Как это отражается на ощущениях от игры? Страшно ли играть в Shattered Memories? Скорее нет, чем да. Попытки сбежать от монстров, конечно, заставляют игрока чувствовать напряжение, но это все же несколько иное ощущение, нежели страх. Испытывать страх у игрока попросту нет времени. К тому же, зачастую ощущение напряжения смешивается с раздражением из-за все той же неудачно проработанной навигации.

Если в предыдущих играх серии карта была лучшим другом игрока, ею было легко пользоваться, и из нее можно было почерпнуть много нужной информации, то в Shattered Memories с этим определенно беда. Разработчики рискнуть и избавиться от многих элементов, которые были неотъемлемой частью игр серии Silent Hill. Не стало сражений с монстрами, да и сами монстры стали совершенно другими как внешне, так и по своему назначению. Не стало квестовых предметов, с помощью которых игроку предстояло решать головоломки и открывать себе путь дальше. Не стало и привычной карты.

Место многих привычных элементов занял смартфон, с помощью которого Гарри звонит, принимает текстовые и аудио сообщения, делает фотографии и… ориентируется в пространстве. На смену привычной бумажной карте пришел GPS-навигатор. И главная беда — на нем не появляются все те отметки, к которым мы так привыкли в предыдущих играх серии. Вообще, GPS-навигатор, по сути, является бесполезной игрушкой. Во время «беготни» с монстрами пользоваться им невозможно, потому что мерзкие твари то и дело норовят наброситься на Гарри и у него попросту нет времени разглядывать экран смартфона. А в «мирное время» необходимости обращаться к навигатору и вовсе нет.

Многие журналисты, оценивая Shattered Memories, сетовали на короткую продолжительность игры, давая ей отсилы 6-7 часов. Я же не буду делать на этом акцент. Во-первых, время сейчас такое, давно ли вы встречали современный экшн продолжительностью более десяти часов? Во-вторых, классические игры серии Silent Hill тоже были не такими уж и длинными, если не считать The Room, на которую действительно можно было потратить немало времени. Важнее ощущения игрока по мере того, как он приближается к сюжетной развязке. Стоило ли умельцам из Climax добавить Shattered Memories еще пару часов? Думаю, нет.

С вопроса о продолжительности игры неплохо было бы переместиться к реиграбельности. И здесь на помощь Climax приходит тот самый психологический профиль, о котором я упоминал ранее. Благодаря изменениям, которые вносит психологический профиль в новый Silent Hill, у игрока после просмотра финальных титров возникает естественное желание пройти игру заново, чтобы увидеть «других» персонажей и услышать «другие» диалоги. Так что после первого прохождения, игрок сможет вновь погрузиться в мир Shattered Memories, чтобы детальнее изучить его.

Но не игровой процесс основная изюминка Shattered Memories. Многие поклонники Silent Hill рассчитывали на абсолютно новые ощущения из-за нового для серии моушн-управления. Среди их числа был и ваш покорный слуга. Да, управление с помощью нунчака и ремоута вносит определенную новизну в игровой процесс. Но не игровой процесс всегда был сильной стороной Silent Hill. Будем честны, сражения с монстрами и в классических играх серии не приносили нам много удовольствия. «Танковое» управление, однообразные атаки и появление существ в итоге набивало оскомину и единственное, что заставляло проходить игру дальше — желание исследовать город детальнее и узнать, чем все-таки закончится история. Так, игрок перемещался от одной локации к другой, а сражения с монстрами носили скорее тривиальный характер, и могли всерьез увлечь лишь узкий круг людей.

И что-что, а работу сценаристов Shattered Memories я похвалю. Право, не ожидал от сотрудников британской студии Climax такой интересной подачи сюжета. В определенно степени «плоская» и кишащая штампами завязка плавно перетекает в водоворот событий, персонажей и информации. Если в начале игры у меня систематически появлялись мысли о том, чтобы отвлечься от игры и выключить Wii, то ближе к середине истории желание проходить игру дальше и поглощать новую информацию становилось все сильнее.

И дело даже не в интересной концовке, которой удается удивить игрока, чего не скажешь о других играх серии, отданных на аутсорсинг. Одна лишь эффектная концовка не вытянула бы игру из бездны уныния. Все дело в том, как, когда и в каком виде авторы Shattered Memories подают игроку эту информацию. То, как они подводят его к развязке этой интригующей истории. И когда вы доберетесь до финальной сюжетной сцены, то наверняка махнете рукой на все штампы и заимствования из других игр, фильмов и книг.

Так что же такое переосмысление? Попробуйте представить, что вы прожили долгую жизнь, на протяжение которой вас окружали определенные люди, друзья и родственники, вы пережили определенные события, определенные эмоции. И вдруг вас вырывают из этого привычного и любимого мира и помещают в его копию, своего рода проекцию. На первый взгляд в этом мире присутствует все, что и в старом. Те же люди, те же события. Но все это искажено. Люди отличаются другим характером, события происходят не в том порядке. Все искажено. Это шокирует вас, выбивает из колеи и заставляет чувствовать напряжение и неуверенность. Вполне возможно, даже страх. Вот в этом и заключается переосмысление, которое, на мой взгляд, сотрудникам Climax удалось.

Авторы сценария и режиссер славно потрудились и над созданием образов и символизмом, что более характерно для игр, разработанных на востоке. Продукты западного игростроя могут отличаться обилием информации, но информация эта чаще всего подается в чистом виде, чтобы не напрягать лишний раз игрока. Запутанные и комплексные сюжеты у разработчиков Запада формируются скорее засчет объемов информации, нежели образности и символизма. И здесь Climax меня приятно удивили. Конечно, по насыщенности и сложности образов игра не сравнится с классическими Silent Hill, созданными японским коллективом Team Silent. Но нужно ли и, самое главное, уместно ли это сравнение во время, когда вышли несколько игр, отправленных на аутсорсинг, а Team Silent распущена?

С помощью грустной музыкальной темы Acceptance, которая лейтмотивом сопровождает игрока по мере его погружения в мир Shattered Memories, популярного сеттинга и событий, которые происходят на глазах Гарри, авторам игры удалось создать отчасти уникальную атмосферу и заставить игрока чувствовать приятную печаль, которая не испаряется даже после того, как финальные титры исчезают с экрана. Странные мысли, странные чувства. Сотрудникам Climax, на мой взгляд, удалось хотя бы частично вернуть те ощущения, которые появлялись у нас во время знакомства с классическими играми от Team Silent.

Вообще можно долго обсуждать и спорить — является ли Shattered Memories тем, что мы привыкли называть Silent Hill? Можно долго оценивать значение творения Climax для жанра Horror. Но лично у меня после прохождения игры нет желания заниматься, ни первым, ни вторым. Есть желание курить и думать, анализируя все то, что минуту назад видел на экране. Есть непонятное возбуждение, которое я не чувствовал уже долгое время, которое не позволяет уснуть. Есть желание отправиться на форумы и обсуждать игру. Не жанровую принадлежность, не истинность по отношению к серии, а именно саму игру. Сюжет, персонажей, события, места. Так не это ли Silent Hill? Оставлю право решать каждому лично. Все, что для этого требуется — поиграть в Shattered Memories.

Обсуждение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.