Я стар
Статьи Silent Town
Весь мир жанра Horror - видеоигры, кино, литература
Survival Horror, Action Horror, Horror Adventure, Visual Novel, Thriller
Картинка профиля Автор:
Канаэ

Corpse Party: Blood Covered — Repeated Fear

0

Платформа: PSP
Разработчик: Team GrisGris
Издатель: Xseed Games
Дата релиза: 29 июня 2011 (online)
Возрастной рейтинг: M
Язык: английский

В последнее время малобюджетные игры от независимых разработчиков становятся всё более и более популярны среди поклонников хоррор-жанра. Связано это в первую очередь с тем, что создатели таких игр куда более свободны в творческом плане, нежели их коллеги из крупных компаний. У них нет необходимости вбухивать огромные деньги ради навороченной графики, а следовательно они почти не скованы финансовыми рисками и могут позволить себе делать что-то необычное, откровенное и шокирующее. И, надо признать, «Corpse Party Blood Covered: Repeated Fear» от команды инди-разработчиков Team GrisGris является весьма наглядным подтверждением этому.

Впрочем, история этой игры уходит глубоко в прошлое — ведь по сути она является римейком одного из самых ранних японских хорроров, выпущенных на некоммерческой основе. Чтобы лучше понять суть дела, давайте вернемся на 15 лет в прошлое и посмотрим, с чего всё начиналось.

Изначально Corpse Party была выпущена в 1996-м году на популярных в то время в Японии компьютерах NEC PC-9801 и сразу же завоевала сердца геймеров, заняв первое место на ежегодном конкурсе «самодельных» игр. По своей концепции Corpse Party представляла собой нечто среднее между Sweet Home и Clock Tower. Игрокам предлагалось взять под свою опеку группу из 5-ти школьников, оказавшихся узниками заброшенного здания. Как и в Sweet Home, большую часть времени наша группа была разделена напополам — таким образом, нам приходилось попеременно управлять двумя командами, исследуя игровой мир и решая головоломки. Но в отличие от капкомовского предшественника, в Corpse Party не было боев с врагами — и вместо этого от ненавистных супостатов нужно было убегать и прятаться, как в Clock Tower. Также в игре была предусмотрена возможность гибели каждого персонажа и широкий ассортимент концовок.

Спустя 12 лет после первоначального релиза, разработчики из Team GrisGris решили вновь вернуться к своему детищу, выпустив римейк для PC с новым сценарием, улучшенной графикой и музыкой. Эта версия получила название «Corpse Party Blood Covered». И наконец, еще через два года компания 5pb (известная по таким играм как Chaos;Head и Steins;Gate) объединила усилия с Team GrisGris для создания дополненной версии Corpse Party для PSP с новой озвучкой и новым артом, иллюстрирующим основные сюжетные сцены. Эта версия была издана в 2010 году в Японии под названием «Corpse Party Blood Covered: Repeated Fear» и впоследствии переведена на английский язык благодаря усилиям локализаторов из XSEED Games. Собственно, об этой версии и пойдёт речь в обзоре.

История начинается с того, что несколько учеников школы Кисараги решают задержаться после уроков, дабы порассказывать друг другу страшные истории и устроить небольшую прощальную вечеринку для своей одноклассницы Майю, которая в результате переезда родителей вынуждена скоро покинуть класс. Разумеется, дело не обошлось без упоминания излюбленных страшилок о проклятой школе Тенжин, 40 лет назад находившейся на том же самом месте, где сейчас находится школа Кисараги. Ходят слухи, что кто-то из учителей упал с лестницы, директор спрыгнул с крыши, а несколько учеников были зверски убиты при загадочных обстоятельствах… В результате всех этих жутких происшествий школа Тенжин была закрыта, здание было снесено, а на ее месте впоследствии была возведена школа Кисараги.

И тут начинаются странные события: пока ребята рассказывали друг другу страшилки, ни с того ни с сего начинается мощнейшее землетрясение, в результате которого пол под ногами обрушивается — и дети падают в образовавшуюся пропасть. А придя в сознание после падения они обнаруживают, что очутились… в той самой школе Тенжин, о которой говорили всего несколько минут назад! Но эта школа была полностью разрушена еще в 70-х — как они могли тут оказаться!? С каждой секундой ситуация начинает все больше напоминать какой-то кошмарный сон: двери закрыты, окна плотно заперты и их невозможно даже выбить, стены заляпаны кровью, а на полу лежат разлагающиеся детские трупы. Что же на самом деле произошло и удастся ли нашим героям выбраться живыми!?

Итак, в нашем распоряжении девять основных персонажей, по воле случая оказавшихся в альтернативном мире. У каждого из них своя история, своё мировоззрение и свои тараканы в голове.

Сатоши Мочида

Ученик 11-го класса школы Кисараги. Несмотря на свой возраст, Сатоши жутко боится призраков и страшных историй — а потому зачастую становится объектом для различных подколов и розыгрышей со стороны Аюми и других одноклассников. Тем не менее, в экстремальных ситуациях он способен собрать волю в кулак и проявить лидерские качества.

Аюми Шинозаки

Одноклассница Сатоши, по совместительству являющаяся старостой 11-го класса. Увлекается рисованием, а также обожает пугать окружающих и рассказывать страшные истории. Но удастся ли ей сохранить здравый рассудок в ситуации, когда страшная история стала реальностью?

Ёшики Кишинума

Юный неформал с бунтарским характером, способный недолго думая засветить в глаз любому обидчику — даже если им окажется учитель. Кишинума живет отдельно от родителей и редко посещает школу — тем не менее, по иронии судьбы его угораздило оказаться в классе как раз в тот день, когда началось землетрясение.

Майю Сузумото

Милая девочка с добрым сердцем и открытым характером. За время, проведенное в школе Кисараги она успела сдружиться с одноклассниками — но скоро ей предстояло покинуть друзей и переехать в другой город. И вот, в последний день пребывания в школе Майю оказывается вовлечена в водоворот жутких событий.

Сакутаро Моришиге

Замкнутый и флегматичный парень, привыкший держаться в стороне от остальных. Фактически единственным близким человеком для него была Майю — но придя в школу чтобы попрощаться с подругой, Сакутаро тоже оказывается жертвой загадочного землетрясения.

Сейко Шинохара

Три года назад мать Сейко бесследно исчезла. С тех пор всю работу по дому и уход за младшими братьями и сёстрами девочке пришлось взять на себя. Но несмотря на тяжелую жизненную ситуацию, Сейко не унывает — в кругу друзей она всегда весела и активна, напоминая маленького игривого котёнка. Частенько любит говорить то что вздумается, приводя окружающих в ступор.

Наоми Накашима

Во многом судьба Наоми схожа с судьбой Сейко: несколько лет назад она потеряла отца. Возможно, именно по этой причине две девочки сблизились, став неразлучными подругами. Впрочем, в их характерах также есть много общего: Наоми тоже обладает немного мальчишеским характером — она весела, любит соревнования, а также любит подшучивать над окружающими (зачастую встречая беднягу Сатоши фразами в духе «ох нет, опять ты!»).

Юка Мочида

14-летняя сестра Сатоши. Зачастую ведёт себя как маленький избалованный ребенок, но тем не менее в глубине души искренне заботится о брате. В тот дождливый вечер, когда произошло землетрясение, Юка не должна была находиться в школе — во всю эту заварушку она оказалась втянута лишь по той причине, что хотела передать брату забытый дома зонтик, чтобы он не простудился.

Юи Шишидо

Молодая учительница английского языка в школе Кисараги — Юи находилась в школе вместе с ребятами из 11-го класса в момент землетрясения, и в конечном итоге тоже попала в альтернативный мир. Теперь, являясь единственным взрослым участником группы, учительница фактически становится единственной надеждой и опорой для детей. Но что она может сделать для них в такой страшной ситуации? Хоть Юи и старается не подавать вида, но она сама напугана как маленький ребёнок. И если ей однажды придется выбирать между собственной жизнью и жизнью своих учеников — какой выбор она сделает..?

Надо признать, в сюжете Corpse Party чувствуется сильное влияние культовой хоррор-манги «Drifting Classrom» 70-х годов — причем, проявляется оно не только в сюжетных параллелях, но и в схожей атмосфере отчаяния, сумасшествия и паранойи. Можно ли верить окружающим людям в этом страшном мире? И можно ли верить самому себе, когда постепенно теряешь рассудок?
В Corpse Party нет какого-то одного основного протагониста — на протяжении игры нам предстоит взглянуть на события с различных ракурсов, попеременно вживаясь в обличье каждого из действующих лиц. Таким образом повествование состоит из разрозненных кусочков (иногда подаваемых игроку вне хронологической последовательности), которые нам предстоит собрать воедино в общую картину, чтобы понять суть происходящих событий.

Но основной интерес в истории представляют отнюдь не тайны прошлого и всякие плот-твисты, а в первую очередь именно взаимоотношения персонажей, их судьбы, а также крайне драматичные сюжетные сцены. К примеру, концовку первой главы на мой взгляд можно с чистой совестью назвать одним из самых душераздирающих моментов за всю историю survival horror’а, а от некоторых bad end’ов волосы встают дыбом. При этом персонажи действительно вызывают сопереживание, заставляя игрока следить за их судьбой до самого конца — кому удастся спастись? кому суждено погибнуть? И спасётся ли вообще хоть кто-нибудь?

В целом сюжет является одной из самых сильных сторон Corpse Party и оставляет весьма положительное впечатление. Пожалуй, единственная придирка, которая сейчас приходит на ум — это явное расхождение между формальным возрастом персонажей и их поведением в игре. Согласно мануалу, нашим героям в среднем по 17 лет — но непосредственно в игре они производят впечатление 13-летней ребятни. Впрочем, скорее всего возраст героев был сознательно завышен по цензурным соображениям — ведь на протяжении игры бедных школьников будут пытать, убивать и резать на куски, демонстрируя игрокам кровищу, кишки и прочий шок-контент. Если бы разработчики на полном серьезе заявили, что персонажам по 13 лет — это наверняка привело бы к проблемам с цензурой.

Теперь переходим к геймплею. На первый взгляд игра напоминает классические JRPG типа Final Fantasy: вид сверху со спрайтовой 2d-графикой; похожее статусное меню; шкала хит-пойнтов у каждого персонажа… Но не стоит обманываться — никаких боев и прокачки, характерных для RPG, тут нет и в помине. Ведь на самом деле Corpse Party — это ничто иное как адвенчура. Весь игровой процесс здесь можно условно разделить на три основных составляющих:

1) Исследование окружающего мира. Мы блуждаем по заброшенной школе, ищем записки и дневники с сюжетной информацией, собираем важные предметы, решаем головоломки и стараемся не делать всяких глупостей, из-за которых можно погибнуть.

2) Просмотр сюжетных сцен. Примерно 30-40% игрового времени в Corpse Party отводится сюжетным сценам, в результате чего игра фактически наполовину становится этакой визуальной новеллой. Как и положено в VN, во многих сценах у нас есть возможность самостоятельно принимать решения и выбирать варианты ответов, влияя при этом на развитие событий.

3) Убегание от преследователей. Периодически нам придется спасаться бегством от призраков и маньяков. Чаще всего любое столкновение с преследователем сразу приводит к скоропостижному Bad End’у, но иногда шкала хит-пойнтов приходит нам на помощь (некоторые преследователи снимают лишь часть HP, оставляя нам шанс на спасение).

Игра разделена на 5 глав, каждая из которых позволяет увидеть историю с позиции разных героев. При этом в каждой главе есть одна «каноничная» концовка и несколько Bad End’ов. Сделали всё правильно и получили каноничную концовку? В таком случае вам откроется следующая глава истории. Сделали что-то не так, приняли какое-то неверное решение, попались в лапы к преследователю, не решили какую-то головоломку, не нашли какой-то предмет или наоборот нашли какой-то предмет, который лучше было не находить? Тогда извольте лицезреть Bad End, в котором вам на протяжении 5 минут будут выкалывать глаза ржавыми ножницами, закапывать живьём, резать на части и делать прочие кошерные вещи (в плане обилия изощренной жестокости и жутких сцен смерти Corpse Party вполне сравнима с легендарной Демонофобией).

Надо отметить, наличие плохих концовок здорово увеличивает потенциал к повторным прохождениям: отыскивать Bad End’ы и пытаться определить условия для их получения — занятие довольно увлекательное. Также в игре предусмотрено еще одно небольшое развлечение для перфекционистов — возможность собрать полную базу данных с информацией о жертвах школы Тенжин. Каждый раз, находя труп, мы узнаем имя жертвы и обстоятельства, при которых погиб этот человек. Сможете ли вы отыскать все раскиданные по игровому миру трупы, собрав полную базу данных? Ну и наконец в качестве бонуса в игру также добавлено 10 небольших экстра-глав, позволяющих нам лицезреть короткие сценки из жизни различных героев Corpse Party.

В общей сложности полное прохождение с поиском всех концовок и просмотром всех экстра-глав занимает порядка 15-20 часов, гарантируя как минимум пару бессонных ночей всем любителям хорроров.

А теперь пришло время немного попинать геймплейные недоработки.

Во-первых, сцены побега реализованы довольно криво. Преследователи слишком медлительны и неповоротливы — достаточно лишь сделать три-четыре шага вбок, и их можно легко оббежать. Более того, AI преследователей настолько слаб, что бедняги даже не способны обойти препятствие и постоянно застревают рядом с каким-нибудь стулом или столом. Увы, но из-за этих недоработок сцены преследования в Corpse Party сильно уступают по напряженности аналогичным моментам из Clock Tower, Hellnight или Siren.

Во-вторых, игровой мир очень мал — вся школа состоит буквально из нескольких коридоров и пары десятков комнат. Конечно в каждой главе облик школы немного меняется (появляются и исчезают пропасти, открываются новые комнаты, меняется дизайн некоторых помещений, изменяются надписи на постерах), но всё равно этого недостаточно.

Ну и наконец третья и, без сомнения, самая чудовищная недоработка — в игре отсутствует возможность быстрой прокрутки текста и скипания сюжетных сцен! То есть если вы просмотрели 15 минутную сюжетную сцену, а потом погибли — вам придется смотреть её снова (и люто-бешено давить на крестик в надежде сократить время ожидания хотя бы на половину). И снова… И снова… И еще раз… Разумеется, в Corpse Party много отличных сцен, смотреть которые по первому-второму разу весьма интересно… но когда игрок вынужден при перепрохождении главы смотреть одну и ту же сцену по ПЯТЬ-ДЕСЯТЬ раз, и даже не может её никак пропустить — это утомляет. Куда смотрели разработчики из GrisGris, авторы psp-порта из 5pb, тестеры, и наконец локализаторы из XSEED Games — совершенно непонятно.

Таким образом, в Corpse Party есть значительные недоработки, но на фоне остальных достоинств игры эту каплю дёгтя вполне можно пережить.

Графическое исполнение тоже вызывает немного неоднозначные впечатления. Если говорить конкретно о работе, проделанной художниками из Team GrisGris, занимавшимися пиксель-артом — то тут всё выполнено очень здорово. Графика в игре стилизована под JRPG 16-битной эпохи — но при этом у каждого персонажа есть множество разных анимаций и отчетливо различимых выражений лица. Несмотря на маленькие размеры спрайтов, сцены жестокости в игре смотрятся весьма внушительно — у трупов виднеются пробитые головы, кишки, вырванные глаза, разодранные до мяса лица и прочие жуткие подробности, но при этом у игрока всегда остается определенный простор для фантазии. В общем, ребята из GrisGris со своей задачей справились на все 100%, сумев воспроизвести 16-битную стилистику оригинала и при этом создать достаточно реалистичный и детально проработанный игровой мир.

Но вот художников из 5pb, рисовавших дополнительные иллюстрации для psp-версии, похвалить как-то не получается. Ибо их художества не только в большинстве своем выглядят довольно шаблонно, но и зачастую идут вразрез с самой игрой. Например, Аюми на артах почему-то перекрасили волосы в синий цвет (при этом в самой игре у героини волосы отнюдь не синие), а Моришиге и Кишинуму зачем-то превратили в стандартных мальчиков-бисёненов (кислая панковская физиономия Кишинумы в оригинальной версии 96-го года куда больше ему подходила). Впрочем, не особо удачные редизайны некоторых персонажей — это еще пол-беды. Куда более жестоко художники обошлись в призраками и маньяками, изобразив их… в такой же шаблонной аниме-стилистике. В результате наши преследователи на иллюстрациях выглядят скорее как забавные кавайчики, нежели как источники опасности. Ну и наконец, фансервисные панцушоты на некоторых картинках смотрятся абсолютно неуместно и вызывают лишь недоумение. Спрашивается — почему художники из 5pb не смогли нарисовать для игры более серьезный арт..? (например, как в Theresia или Kara no Shoujo).

К счастью, фейл иллюстраторов компенсируется заслугами актеров и звукорежиссеров. Для озвучки PSP-версии Corpse Party, 5pb пригласили целую плеяду опытных сэйю, послужной список каждого из которых легко переваливает за полсотни наименований аниме и видеоигр. Профессионализм в озвучке здесь действительно чувствуется: все герои в Corpse Party озвучены прекрасно, и это положительно сказывается на восприятии образов персонажей, атмосфере и драматичности сцен. Примечательно, что при записи озвучки и звуковых эффектов была использована так называемая технология бинауральной записи, позволяющая усилить впечатления от игры в наушниках. Благодаря этой фишке, во многих сценах создаётся иллюзия, что звук исходит не из наушников, а как будто источник звука находится где-то у нас за спиной и перемещается влево-вправо. Таким образом, когда слышится шепот призраков, истерический хохот или истошные вопли — так и хочется обернуться и посмотреть, не прячется ли за спиной призрак или какой-нибудь психопат с окровавленными ножницами. В общем, играть в Corpse Party ночью в наушниках — одно удовольствие.

Над музыкальным сопровождением для Corpse Party трудился композитор Мао Хамамото из Team GrisGris — и, надо отметить, его творчество получилось довольно-таки разнообразным. Тут и мрачный эмбиент, и некие параноидальные звуки пианино (особо запоминается «Solitude of Frenzy»), и даже бодренькие роковые аранжировки. При этом во многих треках можно уловить мелодии из оригинальной версии Corpse Party 96-го года. В целом саундтрек хорошо справляется со своей задачей, создавая нужное настроение и подчеркивая атмосферу игры. Также в PSP-версии присутствуют три вокальных трека в исполнении J-Rock группы Artery Vein — примечательно, что обе вокалистки этого коллектива также принимали непосредственное участие в озвучке игры (Асами Имай в роли Аюми и Эри Китамура в роли Юки).

Итог:

Без сомнения, затея с римейком удалась на славу. Новый Corpse Party сохраняет все основные элементы первоисточника, начиная от игрового процесса и заканчивая графическим исполнением и музыкой, но при этом игра смотрится на удивление актуальным и дерзким экспериментом. За милой олдскульной графикой с кавайными персонажами здесь скрывается один из самых жестоких консольных хорроров с откровенно-садистскими Bad End’ами и кучей абсолютно душераздирающих сцен. Конечно, не всё прошло гладко — в геймплее есть некоторые недоработки, а художников из 5pb отчасти понесло куда-то не в ту степь — но в целом такие мелочи не способны испортить впечатления от игры. Corpse Party — это отличный образец интересной и захватывающей хоррор-истории, участником которой может стать любой желающий.

Обсуждение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.