Я стар
Статьи Silent Town
Весь мир жанра Horror - видеоигры, кино, литература
Survival Horror, Action Horror, Horror Adventure, Visual Novel, Thriller
Картинка профиля Автор:
PiShus

«Silent Hill 2» пера Садаму Ямаситы

15

Прочел тут официальную новеллизацию «Silent Hill 2» от Садаму Ямаситы (Sadamu Yamashita). Начал было читать на русском (фанатский перевод фанатского перевода это всегда гарант качества :) ), но через несколько страниц пришел к выводу, что он немного топорноват, так что переключился на английскую версию. Вообще-то, обычно я не берусь за книги в оригинале, даже тоненькие, так как для меня это сложновато, да и затягивается слишком уж надолго, но тут решил сделать исключение, так как уже начал, ну и подумывал об этом еще до выхода русского перевода. В результате, читалась она довольно таки нормально — произведение переведено, так сказать, разговорным английским, без излишних мудреностей и переборов с терминологией.

Сама же новелла, должен признать, довольно таки разочаровала. И дело тут вовсе не в переводе, который, к слову, создает впечатление вполне приличного. Дело в том, что переложению, опять же, лично на мой взгляд, катастрофически не хватало художественности. Да, местами попадаются вполне увлекательные моменты, но чаще возникало ощущение какой-то констатации факта, ну или перечисления действий — пошел туда-то, нашел то-то, и так далее. С проверкой дверей вообще явно переборщили — для подобного объема вполне хватило бы и одного, от силы двух, уместно, а еще лучше творчески, прописанных отсылок к данному действу.

И ладно, если бы только подача материала оказалась суховатой, хотя данная серия определенно заслуживает большего, но ведь и многие сцены, не то, чтобы в корне, но уж очень заметно, а местами даже болезненно, изменились. Уже со встречи на кладбище закрадывается ощущение, что что-то тут не так. Что это не тот старый-добрый «Silent Hill 2», в котором мы провели столько времени. И чем дальше, тем это чувство становится все более и более навязчивым. В итоге уже к середине истории попросту не хочется верить, что это официальный пересказ игры.

Персонажей также не обошли стороной — не знаю, возможно, дело в моем восприятии, но не такими у меня в памяти отпечатались Джеймс, Мария и Анджела. Особенно досталось Джеймсу. К примеру, уже при втором столкновении с пирамидоголовым, на лестничной площадке у пожарного выхода, если не ошибаюсь, он падает на колени, в покорном ожидании смерти. Ну не может настолько безвольный человек продвинутся так далеко в этом безумном месте! А сколько раз автор возвращает бедолагу к мыслям о Мэри — тут уж не любовь, а какое-то одержимое умопомешательство приходит на ум… ну ладно, не исключено, что Джеймс этим слегка грешил… и не слегка тоже, но если уж затронули эту линию, можно было бы постараться вписать ее органичнее, чем постоянные «опять подумал о…» или «вновь вспомнил о…» и т.д.

А еще автор местами пытается как-то логически оправдать необычное поведение героев, вроде прыжков в бездонные дыры или поисков проема за часами, но выходит это не слишком удачно, а порой еще и притянуто за уши. Или вот, все мы помним ту агрессивную и извращенную сексуальность, которой была пропитана игра, не так ли? В новелле же все это практически напрочь отсутствует — только в финале Джеймс сухо подытоживает, что, мол, манекеноподобные монстры являются продуктом его подавленной похоти.

Ну и финал, пожалуй, тема вообще отдельная, так как по какой-то причине для завершения истории была выбрана концовка «In Water» (В воде). Опять же, могу говорить только за себя, но по-моему, такое решение выглядит весьма сомнительным. Поймите правильно, я люблю трагические финалы побольше счастливых, но только тогда, когда они наилучшим образом служат всему повествованию. В «Silent Hill 2» же самым уместным был финал по умолчанию, а именно [Spoiler Alert!]: тот, где Джеймс покидал город с Лорой.

Как я уже писал выше, не обошлось и без светлых моментов. Например, неплохо описаны ощущения, которые возникали у Джеймса при стычках с монстрами. Или вот разрозненность восприятий — автор не раз уделят время тому, что каждый из персонажей пробивается через свой собственный мирок. А позже даже пытается пояснить, что в нескольких местах реальности Джеймса и Анджелы пересекаются, образовывая некую помесь из двух наваждений. Также хорошо прописана хронология событий и финальное суммирование, отчего даже у не знакомого с оригиналом читателя вопросов практически наверняка не останется.

В завершение добавлю, что раньше мечтал о том, чтобы эти книги напечатали на русском, и чтоб обязательно в приличном виде и с иллюстрациями Масахиро Ито. Так вот, теперь же, даже если бы их достойно издали, мне бы попросту было жалко на это тратится.

Обсуждение
Пишус О. Камия

· 23.03.2016

09:34

Самое забавное, что по прочтении стал задаваться вопросом о том, что, возможно, существует фанатская версия, которая на деле оказывается получше официального «пересказа»?

Ответить
Хоррорщик

· 09.04.2016

16:58

А есть ли что-то новое и интересное? А то пока не понимаю зачем эта новелла вообще нужна.

Ответить
    Пишус О. Камия

    · 10.04.2016

    01:25

    На самом деле качественная новеллизация может быть отличным дополнением к истории, так как позволяет углубится в психологию и мотивацию персонажей. Кроме того, в ней можно реализовать сцены, которые не попали в игру (фильм и т.д.) по причинам бюджета, общей продолжительности или цензуры. Также не стоит забывать и о том, что далеко не все играют в видеоигры, книги же в этом плане куда более оптимальны. В общем, смысл в этом определенно есть, особенно если подходить к написанию с правильной стороны. К сожалению, опять же на мой взгляд, тут явно не тот случай(

    Не очень-то понял насчет вопроса: имелось в виду, есть ли в новелле сцены, расширяющие игру? Если так, то я бы сказал, что скорее нет, чем да. Наверное, сюда кое-как можно отнести эпизод, где Эдди перед смертью видит стаю деформированных собак (очень похожих на ту, что он застрелил), которые рвут его на части. Все это происходит на глазах у Джеймса, для которого толстячок просто умирает от пулевого ранения. Ну или те, где Лора сама прибывает и покидает город. Также чуть больше упоминается о брате и отце Анджелы, которых она отправила на тот свет. На этом, пожалуй, все:( Зато автор умудряется где-то посеять пару-тройку сцен, которые в игре имелись:(

    Ответить
Хоррорщик

· 10.04.2016

02:02

Оу, ну значит всё относительно сносно, хотя слишком мало, чтобы стать хотя бы обязательным дополнением.

Ответить
    Пишус О. Камия

    · 10.04.2016

    02:35

    Да уж, в том-то и проблема, что «сносно» тут как раз таки ключевое слово( А ведь мы обсуждаем «Silent Hill 2»! Уж что-что, а эта игра определенно заслуживает более заботливого отношения(

    Ответить
Dagoth

· 12.04.2016

05:51

О чём вы, какие «обязательные дополнения» и «обсуждения SH2»? Это как сказать, что SH Origins — официальная предыстория первой части. Оваку не имеет отношения к этой новелле, и она ничем не отличается от фанатского творчества.

Ответить
    Хоррорщик

    · 13.04.2016

    02:01

    Мы такого бреда не говорили, не надо тут ориджинсы нам приписывать. Его я знаю и знаю как к нему относиться лично мне. Эту новеллу я вообще не знаю, не знаю её предысторию, потому и обсуждаю с человеком. Не в первый раз всё же замечаю всю эту бессмысленную агрессию и патетику в хоррор сообществе, прямо как металлисты друг друга тюкают по вкусам «труъ не труъ». Я лично даже не собирался читать эту новеллу, есть лост мемморис и сама игра, больше ничего и не надо для понимания.

    «хотя слишком мало, чтобы стать хотя бы обязательным дополнением.»

    Где я тут назвал текст обязательным дополнением? Разве не наоборот?

    «Оваку не имеет отношения к этой новелле, и она ничем не отличается от фанатского творчества.»

    Отличается, выходила от имени серии? Выходила. Значит надо понять что это, разобрать. Или ты хочешь сказать, что всё зависит только от конкретных людей? В какой-то мере да. Но тем не менее, если бы тот же хомякинг был с хорошим сюжетом и таким же уровнем проработки деталей и разработчики хотя бы попытались понять мир СХ, а не просто сдербанить криво обертку, то все бы любили эту игру. Как же это всё затрахало, Ей-черту.

    Ответить
      Dagoth

      · 13.04.2016

      16:30

      Никакой агрессии не было, но от фанатского творчества эта новелла всё-таки не отличается (как с одним автором в произведении может быть реткон, который аудитория вовсе не обязана принимать, так и фанфик может войти в канон).

      От людей всё зависит не в «какой-то мере», а на все 100%. Права на тайтл стоит воспринимать как финансовую сторону произведений, а не творческую (их и перекупить можно).

      Даже будь этот пересказ годным, «дополнением серии» он бы не стал, обязательным или нет, ну вообще никак. И не важно что Конями, собственноручно вырывшие могилы не одной своей серии, владеют правами на сехешечку, и уже сколько лет с завидным упорством продолжают пытаться вытянуть деньги на её былой славе.

      Ответить
        Хоррорщик

        · 13.04.2016

        23:23

        Так более приятно вести разговор. Я этому никак и не противоречил, но раз уж вышла под именем СХ, то значит на неё надо всё равно обратить внимания. Ты тут сам в какой-то мере себе противоречишь. «От людей всё зависит не в «какой-то мере», а на все 100%.» и тут же «так и фанфик может войти в канон», потому что игры (большие) — это не индивидуальное творчество, а коллективное. Ведь с таким же успехом можно было бы считать не подлинными все СХ после первого из-за ухода одного из ключевых разработчиков. Сегодня мы можем следить легко за индустрией, но если представить, что мы не знаем кто там что сделал и кто куда ушёл? Разве тогда «каноничность» игры не укладывается в банальные три постулата: официальная принадлежность к серии, качество игры и непротиворечие логике серии?
        Ну или хорошо. Если считать игры индивидуальным творчеством, то скажи, кто те индивиды от которых зависит качество СХ и в каком соотношении они должны присутствовать, чтобы СХ был истинным? Например, тот же Тояма был кем, если после него игры считались всё равно каноничными? Или Ямаока — работал над остом в Хомякинге?

        Ответить
          Пишус О. Камия

          · 14.04.2016

          02:04

          Хоррорщик, не стоит воспринимать все настолько близко к сердцу, а то ведь так из-за каждого несогласного убиваться можно)

          Ответить
            Хоррорщик

            · 14.04.2016

            03:45

            Да я спокоен, просто сначала из-за резкого тона на человека определенный ярлык повесил:)

            Ответить
Пишус О. Камия

· 14.04.2016

02:12

Dagoth, в основном согласен с Хоррорщиком, ведь то, о чем вы пишете, «творческая сторона», «мнение народа» и т.д., все это чересчур субъективно. Видите ли, то, что не нравится вам, обязательно нравится кому-нибудь другому. По факту же, как бы вы, я или кто-нибудь другой к этому не относились, а есть серия, и в нее входит определенное количество игр. Воспринимать их или нет, это уже личное дело каждого, тем не менее они есть, и выходили как часть одной линейки, под одной этикеткой. Точно так же как и эта новелла.

Насчет Оваку и фанатского творчества — тут я с вами тоже не соглашусь, большинство новеллизаций написано как раз таки отдельными авторами, людьми, которые на этом специализируются, а вовсе не сценаристами оригинала. Конечно же, в основном такие произведения не являются обязательными к прочтению, тем не менее, при правильном подходе к материалу со стороны писателя, они могут способствовать более глубокому погружению в мир и характеры персонажей. Да и, как, опять же, уже подметил Хоррощик, игра является продуктом совместных усилий целой группы людей, с тем же сценарием Оваку помогал Сато, так что еще неизвестно, что бы вышло, возьмись он сам за написание романа.

А вообще, давайте-ка на этом закончим с очередными трениями по поводу того, что считать каноном, а что нет — для этого есть форум. Тут же обсуждается сама новелла, и есть ли смысл за нее браться.

Ответить
Dagoth

· 14.04.2016

07:51

Хоррорщик, тут всё достаточно понятно (краткость в отпуске):
(1)изначальным каноном можно считать произведение оригинального автора/ов до ретконов.
При этом тут такое дело, если авторы принимают фанатскую версию чего-то, и это не мелочь вроде имени неназванного персонажа, такая «канонизация» обычно сопровождается ретконом (за исключением латания сюжетных дыр, т.к. в таких случаях фанон часто логичнее канона, и фундаментально ничего не меняет).
При смене авторов ретконом можно условно считать все ограничения на предполагаемые открытые варианты развития событий или новых неупомянутых ранее особенностей мироустройства (т.е. это всегда левые произведения).

(2)После ретконов, новая версия событий — всё ещё авторский канон (имея права на серию и независимо сменился автор или нет), с которым «как бы нельзя спорить», но он относится к условно новому произведению (или буквально новому, в случае перезапуска серии). Новая версия может быть даже интереснее изначальной, но не стоит их смешивать(!). А если изменения не устраивают, никто не помешает тебе предпочитать изначальный вариант, или даже какой-нибудь из более ранних ретконов, который понравился.

Эти версии и зависят от людей. Имя никак не влияет на их качество. Кстати, вышеупомянутая сцена в новелле с Эдди, видящим собак — убога, даже не хочу объяснять почему. Цена имени — вообще ничто, а левые авторы редко понимают тонкости миров, которые не придумывали, и не важно на чём они там специализированы, особенно если их мимоходом наняли для этого, особенно если наниматель ведёт дела так, как это принято у Конямей, которые на таком вот фанатском интересе раз за разом находят очередной повод предаться некрофилии.

СХ4, например, мне нравится относительно на уровне СХ1, но безусловным каноном он не является.
Его делала неполная Тим Сайлент, без Сато и Оваку, оставшиеся явно много понимали в мироустройстве игры и возможно пользовались идеями, ранее подготовленными для предыдущих игр (там много всего нового, а это ограничивает возможные интерпретации, но в моём случае всё это не отменило ни одного из изначальных представлений о СХ1-2-3, что гораздо круче, чем просто отсутствие прямых противоречий), но даже это, наверное, ближе к принятому фанону, а не канону.

Ответить
    Хоррорщик

    · 14.04.2016

    09:46

    Сцена да, нелогичная, хоть я и не читал, но это мягко говоря не то, что Эдди должен был видеть перед смертью. Вот мы, собственно, и выясняли это — своё отношение к данной вещи. Но ты опять всё же рассуждаешь относительно себя, а твоё отношение — не закон. И опять же рассуждаешь исходя из того, что ты знаешь как там всё устроено у них было. Я не возьму ответственность заявлять кто какой вклад внёс там в полной мере. И мало того — это же просто неудобно, то есть каждая новая часть игры, если потерялся хоть один член предыдущей команды, объявляется новым и самостоятельным произведением во всех отношениях? На счет имени, я лишь объяснил почему вообще обратил на этот текст внимание, назвали СХ — надо посмотреть и понять своё отношение. Всё просто, никто и не говорил, что название игры делает саму игру лучше. Сейчас очень легко говорить про политику Конами, но ведь так было не всегда? То есть даже если и всегда, то мы же это не видели до года так 2006, верно? В общем и правда пора закругляться, а то мне почему-то приходится писать уже о вещах, которые мне не столь интересны, просто хочется, чтобы моя позиция была ясна и однозначна.

    Ответить
      Dagoth

      · 14.04.2016

      21:53

      Почему «новой во всех отношениях», я же привёл в пример СХ4.
      Из простых примеров можешь глянуть на StarWars, где есть старая трилогия, вторая трилогия, расширенная вселенная, созданная фанами и признанная каноном (естественно, не все произведения, там куча разных писателей и хватает упоротости, там главное — бэк), всякие игры по «Старой Республике», вроде SW KotOR, именно из неё, а потом Дисней скупили права и отменили всё.
      И, вроде, ни у кого не возникает проблем с поэтапным разделением всего этого.

      У мистики свои особенности формата, там не там много субъективизма, как ты думаешь.
      Ладно, думаю тема себя исчерпала.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.